Викторина “Знатоки родного края”

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

«Слово «Сибирь» – и не только слово, сколько само понятие, давно уже звучит вроде набатного колокола, возвещая что-то неопределенно могучее и предстоящее. Прежде эти удары то приглушались, когда интерес к Сибири вдруг понижался, то снова усиливались, когда он поднимался, теперь они постоянно бьют со всё нарастающей силой. В XVIII веке говорили: «Сибирь – наши Перу и Мексика». В XIX: «Это наши Соединенные Штаты». В XX: «Сибирь – источник колоссальной энергии, край неограниченных возможностей». И теперь, когда Земля почувствовала признаки удушья, она оборачивается на Сибирь: «Это легкие планеты». Нетрудно понять, что будет первой и непреходящей необходимостью для человека через тридцать, сорок и пятьдесят лет и для чего Сибирь могла бы явиться воистину целебной и спасительной силой».

Читая эти строки выдающегося сибирского писателя Валентина Григорьевича Распутина из книги «Сибирь, Сибирь…» мы, конечно, представляем и нашу Иркутскую область, широко раскинувшуюся на землях Прибайкалья.

По территории (763 тыс. кв. км.) область значительно больше любого западноевропейского государства. Известен наш край несметными природными богатствами: дешевыми источниками электроэнергии, залежами золота, угля, соли, слюды, запасами строевого леса и пушнины, уникальными запасами пресной воды в Байкале.

Но не только своими обширными пространствами и природными ресурсами примечателен наш край. Население области имеет богатую и интересную историю. Ещё до прихода русских здесь жили отдельные племена, которые имели довольно высокую и оригинальную по тем временам культуру. С приходом русских край ещё более оживился: увеличилось количество населения, были заселены некогда пустовавшие пространства. Создано много сел и деревень, построены города, созданы очаги культуры.

Мы с вами совершим виртуальное путешествие только по некоторым страницам истории родного края – края, где многим из вас предстоит жить и работать.

Команда «Иркутск. История культовых зданий города»

Скачать (PPTX, 4.76MB)

(Слайд 1) 1 ведущий: «Сибирский Париж», «Северная Венеция», «Северный Санкт-Петербург» и даже «Сибирские Афины» – так называли Иркутск, пытаясь передать удивительный и неповторимый образ города, стоящего вдали от европейских столиц. И действительно: Прогуливаясь по старинным улочкам, или рассматривая фото с изображением старинных зданий, трудно подобрать более подходящие сравнения. Самобытный архитектурный облик Иркутска – это причудливый сплав эпох и стилей. (Слайд 2)2 ведущий: Основанный в 1661году казаком Иваном Похабовым «со товарищи» Иркутский острог, быстро стал разрастаться. (Слайд 3) Уже в 1686 был возведен в степень города, а в феврале 1690 получил из Сибирского приказа герб и печать. (Слайд 4) Уже в те давние времена у Иркутска складывалась своя неповторимая архитектура. Но страшные пожары периодически уничтожали строения. В том числе и культовые здания- храмы. Возникла необходимость возводить здания каменные. (Слайд 5)

1: Наша виртуальная прогулка посвящена храмам Иркутска. Отреставрированным и тем, что не дожили до наших дней.

До революции в Иркутске было около пятидесяти действующих храмов. Из них два монастыря (мужской и женский), два собора, 38 приходских церквей. После разгрома Русской православной церкви в середине 30-х годов XXвека и до Великой отечественной войны в Иркутске не было ни одной действующей церкви. Во время войны некоторые храмы было решено восстановить. С того времени и до 90-х годов в Иркутске было три действующих церкви. К 350-летию города многие храмы восстановили.

2: Две самые ранние из дошедших до нас церквей (обе – на территории бывшего острога) (слайды 6,7) – Спасская церковь – самая первая и самая старая каменная церковь Иркутска и тем самым – самое древнее дошедшее до нас здание города. Колокольня церкви когда-то была встроена в стену острога; (слайд 8) Богоявленский собор, украшенный разноцветными изразцами. Расположен на Нижней набережной. Эти храмы ещё не несут в себе особенности местной архитектуры, известной всему миру как стиль сибирский барокко.

(Слайды 9,10) 1: Построенная позже Харлампиевская церковь (Морской храм) (слайд 11)Преображенская тоже построены в обычном стиле барокко. Кстати, в Харлампиевский храм помолиться перед долгим мореплаванием приходили великие русские путешественники, венчался в нём адмирал Колчак. ( слайд12) Владимирская церковь была перестроена до неузнаваемости и сейчас в ней находится гимназия. Так что стиль иркутское барокко представлено дошедшими до нас тремя памятниками.

(слайды 13, 14) 2: Лучшим образцом стиля считается Крестовоздвиженская церковь с несколькими приделами и замечательной узорной кирпичной кладкой. Если посмотреть на слайд, то видны восточные узоры.

(слайды 15) 1: Замечательна также Троицкая церковь. (слайд16) А в 2-х километрах ниже центра города на Ангаре находится Знаменский монастырь, в котором расположена Знаменская церковь. Она тоже построена в стиле сибирского барокко. Этот стиль вобрал в себя лучшие традиции русского зодчества и был украшен элементами стилей местных народностей.

(слайд 17) 1: А вот церковь Казанской Божьей матери, восстановленная в предместье Рабочем построена в русско-византийском стиле. Посмотрим на храмы, не дожившие до наших дней: (слайд 18) Тихвинская церковь, (19) Чудотворская, (20) Вознесенский монастырь. (21, 22, 23, 24) Страшная судьба постигла и Казанский кафедральный собор. Построенный, как и все храмы Иркутска всем миром – на деньги прихожан и иркутских меценатов, он не имел подобных во всей Сибири. Он входил в четвёрку красивейших соборов России. В период гонения на церковь его разбивали кайлами, несколько раз взрывали, внутреннее убранство разворовали. Посмотрите на фото – сравните здания. (25) Эта часовня стоит на месте собора.

2: Иркутск – один из тех городов России, где православные храмы стоят рядом с католическими, еврейскими, мусульманскими. (26) В Католическом костёле, построенном на средства ссыльных поляков. Сейчас действует органный зал. (27) Еврейская синагога и (28) магометанская мечеть как и православные храмы восстановлены после пожаров и разорений.

(30) (Согласно последним данным. Сейчас в Иркутске действуют 23 храма – меньше половины когда-то построенных всем миром.

2. Ответьте, пожалуйста, на вопросы по нашей теме: (Вопросы написаны на слайдах 31-43)
Команда «Коренные народы Прибайкалья: Буряты, эвенки, тофалары»

Скачать (PPTX, 2.87MB)

(Слайд №1)1 ведущий: Предки современных бурят появились на территории нашей области в XXII веке. А ко времени прихода русских буряты и эвенки составляли здесь основную массу населения.

(Слайд №2) 2 ведущий: Вокруг Байкала кочевало много бурятских племен. На территории нашего края проживало около трети бурятских племен, остальные жили в Забайкалье. Западные буряты кочевали по рекам Ангаре, по верховьям Лены.

1: Буряты делились на родовые и племенные группы, которые враждовали между собой. Наиболее многочисленными были булагаты, эхириты, хоринцы.

(Слайд №3) 2: Главным занятием бурят было скотоводство. Они разводили лошадей. Крупный рогатый скот, овец и коз. Главным богатством бурятских семей была лошадь. Она давала мясо, молоко, шкуру, служила основным средством передвижения, её легче было содержать на подножном корме. Они постоянно кочевали в поисках пастбищ для скота, удобных мест для охоты и рыбной ловли.

(Слайд №4) 1: Охота и рыбная ловля были подсобным занятие бурят. Охотились на медведей, лосей, соболя, лисиц, белок. Были известны и коллективные охоты (зэгэтэ-аба), в которых принимало участие по несколько сот охотников. Оружием служили лук, стрелы, рогатины.

(Слайд №5) 2: От древнего народа – курыкан буряты переняли и основы земледелия. Они умели выращивать просо, ячмень, но из-за постоянных кочеваний не возделывали большие поля. В некоторых местах буряты использовали древние канавы курыкан для поливного земледелия.

(Слайд №6,7) 1: От курыкан буряты приняли и высокое кузнечное искусство. Они умели хорошо обрабатывать железо, делали из него оружие и хозяйственные вещи. Многие из них были настоящими ювелирами. Сохранились ножи, украшения и другие вещи, сделанные с большим мастерством. В изготовлении ювелирных украшений часто использовали кораллы, бирюзу. Следовательно, у них уже существовала меновая торговля

(Слайд №8,9,10,11) 2: Развивался и домашний промысел. Женщины катали войлок, которым покрывали юрты – основное жилище бурят. Обрабатывали кожу, из которой шили одежду, обувь.

1: Власть у бурят передавалась по наследству. Род состоял из нескольких улусов. Земля была в общем пользовании. На скот существовала частная собственность. У некоторых бурят были многочисленные конские табуны. Выделялась и богатая верхушка, называемая князьцами. Они состояли во главе и эксплуатировали бедняков. Были у них и рабы – военнопленные. Но рабство не получило широкого распространения.

2: Была у бурят и кровная месть. Но в XVII веке она заменилась особым штрафом-анзой. Взымалась анза за увечья, побои. Если дело решалось миром, виновный приносил присягу-клятву у священного места. (Слайд № 12,13) Сохранилось много священных бурятских мест на территории нашего края. Особо почитаемым считались Шаманский камень у истока Ангары из Байкала и скалы на реке Лене в районе деревни Шишкино Качугского района.

(Слайд № 14,15,16) 1: Шаманизм – основная религия бурят. Шаманы весьма почитались у них. Выбирались люди, «умеющие общаться с огнем, землей, духами». В дальнейшем шаманами становились по наследству.

2: Под напором воинствующих племен и после прихода русских часть бурят ушла за Байкал, они приняли в основном буддизм. На территории нашего края более распространен шаманизм.

(Слайд № 17,18) 1: Эта форма религии была и у эвенков – второго по численности коренного народа Приангарья и самого многочисленного тогда на территории Сибири. У нас эвенки кочевали в северных районах (современном Бодайбинском, Качугском, Киренском), кочевали и по южному берегу Байкала, недалеко от Иркутска. (Слайд №19) Сейчас они живут в основном в тайге Катанского района. Районный центр Ербогачён.

(Слайд №20) 2: «Оленные» эвенки – это те, которые жили на севере края. Они занимались оленеводством, охотой, рыбалкой. В окрестностях места, где сейчас стоит Иркутск жили так называемые конные тунгусы, которые разводили лошадей. Тунгусы – так называли эвенков в старину.

(слайд №21) 1: Эвенки северных районов кочевали по тайге в поисках наиболее удобных мест для охоты и рыбной ловли. Но самое исключительное место в их жизни занимал олень. На оленях ездили верхом, перевозили небогатый скарб. Олени давали молоко, мясо. Шкура шла на пошив одежды, обуви, на покрытие чума. (Слайд №22,23) Чум – жилище эвенков.

( Слайд №24) 2: Эвенки не имели себе равных по умению выследить зверя в тайге, поставить на него ловушку. Охотник смело уходил в тайгу и мог идти на лыжах по следу за зверем несколько суток, ночуя прямо в снегу. Они умели подманивать добычу с помощью берестяных труб и пищалок. Зверей они считали разумными существами и очень боялись их «духов», которым приносили жертвы. Просили прощения у добычи перед тем, как убить.

1: С другими народами Сибири эвенки не враждовали. Вели сними меновую торговлю. У бурят выменивали металлические изделия и другие товары.

2: К XVII веку во главе рода у эвенков стояли зайсаны. Но родовой строй уже менялся: стали распределяться между семьями охотничьи угодья. А добыча охотника уже принадлежала только ему и его семье. К моменту прихода русских у эвенков уже была частная собственность на скот, выделялись богатые люди.

(Слайд № 25) 1: Самая немногочисленная, но очень древняя народность – тофалары (тофы) проживала и проживает на северных склонах Восточных Саян. (Слайд №26) Сейчас это Нижнеудинский район. Тофалар, тубалер означает на их языке «Человек». А в древние времена они звали себя карагасами – «чёрный гусь». (Слайд № 27)

(Слайд № 28,29) 2: Тофам не было известно до прихода русских ни земледелие, ни скотоводство. Они жили в шалашах из травы, зимой покрывая их шкурами, занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством. (Слайд №30) Одевались в звериные шкуры. В XVII веке они жили родами. Во главе стоял выборный старейшина. Время от времени тофы собирались в одном месте для собрания рода, на котором распределялись охотничьи угодья. В это время у тофаларов тоже появились богатые и бедные.

(Слайд №31,32) 1: Основным богатством считались олени. Междоусобиц между тофами не было. (Слайд №33) Они тоже были шаманистами, шаманами у них могли быть не только мужчины, но и женщины. В последствии это разрешено было и у бурят. В торговые связи тофы вступили с приходом русских на их землю. Они получили порох, свинец, ружья. Настоящей катастрофой для этого народа стало знакомство с «огненной водой» – водкой. Предприимчивые казаки, а за ними и торговый люд за водку грабили тофов, забирая у них пушнину. (Слайд№34,35) На начало XXI века народность составляет менее 500 человек, а по переписи 1993 года их было чуть более 700.

2: Проследив основные периоды развития хозяйства и культуры древних обитателей нашего края, видим, что они пережили первобытнообщинный строй и в XVII веке стали переходить к феодальному.

1: Преодолевая суровые сибирские условия, они добывали средства к жизни, совершенствовали орудия труда, развивали скотоводство, закладывали основы земледелия, сохраняли кузнечное дело. Пришедшие в XVII веке русские многое переняли у местного населения.

(Слайды 36 – 47) Вопросы командам соперников:

  1. Перечислите основные занятия коренных народов нашего края до прихода русских. Ответ: скотоводство, оленеводство.

  2. Какая самая многочисленная народность проживала в Сибири после курыкан и до прихода русских. Ответ: эвенки.

  3. Как назывались жилища эвенков, бурят. Ответ: чум, юрта.

  4. Какая народность называла себя «чёрный гусь» Ответ: тофалары (карагасы).

  5. Поразмышляйте, чему научились русские у местного населения? Ответ: Выслеживать зверя в тайге, охотиться, ловить рыбу, разводить скот в сибирских климатических условиях, выделывать шкурки.

  6. Название районов области, где проживают эвенки и тофалары. Ответ: Катангский и Нижнеудинский р-н.

Команда «Город родной, ты такой обаятельный!»

Скачать (PPTX, 2.8MB)

При проведении используется презентация.

С демонстрации 1-8 слайдов звучит песня на сл. Н.Добронравова, муз. А. Пахмутовой «По Ангаре».

(Слайд №9) 1-й ведущий: «Есть города, насчитывающие многие сотни и даже тысячи лет. Стоят они сановито и важно, сберегая свою старину и доблесть. Есть города, за спиною которых небольшие десятилетия – по-юношески задиристые, самолюбивые. С бойким народом». Так писал М.Сергеев об Иркутске. Наш Ангарск по этим меркам – подросток. Но какая яркая, непростая у него биография!

2-й ведущий: Полистаем страницы истории Ангарска. В мае 1945 года закончилась Великая Отечественная война. Необходимо было восстанавливать разрушенное за 4 года хозяйство. Страна нуждалась и в жидком топливе.

1: Летом 1945 междуречье Ангары и Китоя определено под строительство комбината по производству искусственного жидкого топлива, оборудование для которого было завезено из побежденной Германии. По плану здесь было запланировано построить только посёлок для людей, работающих на комбинате.

(Слайд 10) 2: В октябре 1945 года на место прибыли первые пятнадцать строителей. Началось строительство первых землянок. А весной 1946 года стали возводить посёлок с весенним названием – Майск.

(Слайд 11) Условия, в которых молодые строители осваивали глухую тайгу, были приближены к военно-полевым. Первые ангарчане жили во времянках, у них не было транспорта, который доставлял бы их на работу, к тому же и зимы тогда у нас были очень морозными. (Слайд 12) Сейчас в Ангарске сохранилась одна из первых юрт, привезенных из Финляндии. Она была построена в пойме Китоя.

В апреле 1948 года начато строительство 1-го квартала. Так был заложен «Соцгород».

1: В 1949 году началось массовое строительство каменных зданий. Получилось, что стройка вышла за границы посёлка. Ведь к началу 1950 года в эксплуатацию было сдано свыше ста тысяч квадратных метров жилья, три школы, детский сад, магазины, столовые, больницы. Первый ангарский кинотеатр «Победа» построен тоже в 1950году. (Слайд 13)

И 30 мая 1951 года Ангарску был присвоен статус города. В 1958 году, по данным Всесоюзной переписи, население Ангарска достигло 134тысячи человек.

(Слайд 14) 2: Чтобы ускорить строительство, впервые в условиях Сибири, благодаря инженерной смелости одного из первостроителей города Роберта Зурабова, решено было не прерывать строительный процесс даже в зимние морозы, не жалея сил и средств. Домостроители получали лучшую по тем временам современную технику: транспортеры, скороподъемники, несколько башенных кранов. В городе открылось ремесленное училище, да и на рабочих местах шло обучение.

(Слайд 15) 1: И ещё одно важнейшее событие произошло в 1951 году: 5 ноября на ТЭЦ-1 был произведен пуск первой – самой большой по тем временам в Сибири – турбины мощностью 25 мегаватт. В дальнейшем на базе ТЭЦ -1 была создана вся Иркутская энергосистема. И ещё: ТЭЦ -1 стала первой станцией в стране, которая кроме электрической выпускала дополнительную продукцию. Этой продукцией стала зола – материал, который ангарчане добавляли в качестве добавки для формовки строительных панелей и производства цемента. В наше время протяжённость тепловых сетей ТЭЦ – 1,9,10 составляет 490 километров.

(Слайд 16) 2: А главное – новая теплоцентраль снабжала электроэнергией огромный комбинат по производству искусственного топлива – Ангарский нефтехимический комбинат (АНХК). (Слайд 17)

(Слайд 18) 1: В 1954 году вышло специальное постановление Совета Министров СССР о строительстве Ангарского электролизно – химического комбината – АЭХК. А уже в октябре 1957 года комбинат начал работать. Долгое время предприятие считалось секретным. Сейчас мы знаем, что решение о его строительстве было принято в разгар так называемой «холодной» войны. Продукция комбината применялась и применяется в изготовлении элементов для производства атома.

(Слайд 19) 2: Прошло не так много лет с тех пор, как в тайге была вырыта первая землянка, а как много сделано! Градообразующими предприятиями принято считать АНХК и АЭХК, а вот Ангарское управление строительства называют третьим градообразующим предприятием. Ангарчане строили не только наш город, они были на Байконуре, побывали в соседних регионах. Наши заводы железо-бетонных изделий снабжали продукцией почти всю страну. (Слайд 20)

(Меняются слайды 21-35) 1: Много можно рассказывать об Ангарске: о его учреждениях культуры – библиотеках, дворцах творчества, о музеях, учебных заведениях, памятных местах о трагических страницах истории города. А главное – о людях, строивших его: о юных романтиках и о заключенных, о героях Великой отечественной и о солдатах-срочниках. Для многих из них Ангарск стал второй Родиной. Ну, а то, как сейчас живет город – совсем другой рассказ. (Слайд 36)

Вопросы к командам соперников:

  1. Назовите фамилию одного из первостроителей Ангарска. Ответ: Роберт Зурабов.

  2. Почему Ангарск называют «Город, рождённый победой»? Ответ: Первый десант прибыл в 1945, в строительстве участвовало много фронтовиков.

  3. Назовите основные градообразующие предприятия Ангарска. Ответ: АНХК, АЭХК.

  4. Какую продукцию выпускала ТЭЦ -1. Ответ: Электричество и зола.

  5. Сколько Ангарску лет исполнится в 2014 году? Ответ: 63 года.

  6. Как вы думаете, почему до 90-ых годов в Ангарск был запрещён въезд иностранцев? Ответ: работа АЭХК (подробнее).

 

ВОПРОСЫ К III ЭТАПУ ВИКТОРИНЫ.

  1. Вспомните отрасли промышленности, наиболее развитые в Иркутской области. ( Гидроэлектростанции, тяжелое машиностроение, золотодобывающая промышленность и проч.)

  2. В Ангарске есть музей, известный во всем мире. Назовите его. (Музей часов).

  3. Назовите ссыльных, оказавших большое влияние на развитие нашего края в различных сферах деятельности. (Радищев, декабристы, поляки).

  4. С какими странами Иркутск издревле считался важным транзитным пунктом торговли (Монголия, Китай).

  5. Назовите главный национальный праздник бурят. (Сухэрбан).

  6. Версий по происхождению названия оз. Байкал много. Назовите одну из них, самую известную. ( Байкал – Святое море. С бурятского Байгаал – далай).

  7. Название старейшего острога Прибайкалья, сохранившегося до наших времен. (Киренский. А Илимский был перевезен в музей в результате затопления илимских земель).

   

Использованные источники:

  1. Косых А.П., Рабецкая З.И. История земли Иркутской: учеб. пособие для старших классов общеобразоват. учреждений.-Иркутск: Символ, 2002.

  2. Косых А.П. Панов В.И. История Иркутской области: Учебник.- Иркутск: Вост. – Сиб. кн. изд-во, 1983.

  3. Иркутск. Три века./Сост. М.Д.Сергеев.-Иркутск: Вост. – Сиб. кн. изд-во, 1986.

  4. Шинкарев Л. Сибирь. Откуда она пошла и куда идёт. Иркутск: Вост. – Сиб. кн. изд-во, 1974.

  5. Фролова. С.А. Исторический атлас. Иркутская область.- М.: ООО изд-во «ДИК», 2000.

  6. Калинина Н., Медведев С. Храмы дореволюционного Иркутска.- Иркутск: фонд «Наследие иркутских меценатов», 2013.

  7. В потомках ваше племя оживет./ Подготовлено С.Ф.Ковалем.- Иркутск: Вост.- Сиб. кн. изд-во, 1986.
  8. Елькина Н.С. Прогулки по Ангарску.- Ангарск, 2002.
  9. Елькина Н.С. Ангарск. Улица октябрьская. Страницы истории, архитектурный облик.- Ангарск, 2011.
  10. Устюжанин Ф. Безвестные строители. Воспоминания о строительстве города Ангарска 1950-1960 годы.- Ангарск,2005.
  11. www.pandia.ru/text/
  12. irkipedia.ru/content/korennye_narody

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Официальный сайт Ангарского индустриального техникума.

⇧ Наверх