Структура исследовательской работы

Типы и виды учебных исследований.

  Типы и виды учебных исследований подразделяются на три группы:  

Теоретические

Эмпирические

Смешанные

Исторические (тенденции развития в различные периоды истории). Методологические (теоретическое изучение и описание какого-либо психолого-педагогического явления). Экспериментальные (экспериментальное исследование) Опытно-практические (изучение практического опыта педагогов). Теоретические и эмпирические одновременно (например, теоретико-экспериментальные, опытно-теоретические, конструкторские и др. исследования).
  Исследовательская работа реферативного типа может выполняться как на материале теории, так и на основе изучения опыта практической деятельности. По структуре исследовательская работа теоретического характера состоит из:
  •    введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель работы;
  •    теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике, посредством сравнительного анализа литературы;
  •    заключение, в котором содержаться выводы и рекомендации относительно возможности использования материалов работы;
  •     списка использованной литературы;
  •    приложения.
По структуре исследовательская работа эмпирического характера состоит из:
  •   введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;
  •     основной части, которая представлена описанием практики;
  •     заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;
  •     списка использованной литературы;
  •     приложения.
По структуре исследовательская работа смешанного характера состоит из:
  • введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, определяются цели и задачи эксперимента;
  •    основной части, которая состоит из двух разделов: в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике; второй раздел представлен практической частью, в которой содержатся план проведения эксперимента, характеристика методов экспериментальной работы;
  •     заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов;
  •     списка используемой литературы;
  •     приложения.

Структура исследовательской работы

  1. Титульный лист.(Приложение 1)
  2. Оглавление.
  3. Введение.
  4. Главы и/или параграфы основной части.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.
  7. Приложения.

Введение.

Это вступительная часть работы. В ней излагается актуальность темы, определяются цель и задачи.

  •     актуальность темы работы – почему важно исследовать эту тему; чем она значима для текущего момента, для современной ситуации;
  •     постановка проблемы – в чем выражается какое-либо противоречие, обозначается отсутствие какой-либо информации и одновременно потребность в ней;
  •     разработанность исследуемой проблемы – то есть обзор литературы по данному вопросу;
  •    цель – то, что предполагается получить по окончании работы, итоговый результат исследовательской деятельности. Цель не стоит формулировать как «изменение общественного мнения», «воспитание другого отношения» - во-первых, непосредственно в результате написания работы не может измениться общественное мнение или отношение других людей к данной проблеме;            во-вторых, такая формулировка цели носит не исследовательский характер (развивающий, образовательный и т.д.). Другое требование к формулировке - цель должна быть проверяема, конечна. Поэтому в качестве цели не может быть заявлен процесс, который развивается бесконечно, в течение всей человеческой жизни (изучение, анализ, рассмотрение и т.п.). Формулировка цели вызывает наибольшие затруднения для учащихся, это один из наиболее сложных моментов разработки плана действий и оформления работы.
  •     основные задачи отражают последовательность достижения цели; то есть задачи – это то, что необходимо сделать, чтобы получить намеченный результат (проанализировать литературу, сопоставить, измерить, сравнить, оценить, …). Целей не может быть много – классическим считается наличие одной или двух целей.  К каждой цели должно быть представлено не менее трех задач.
  •     методы решения основных задач – те способы деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат.

Количество используемых методов в ученических работах обычно также невелико – от одного до трех.

Объем введения составляет 1-3 страницы.

Основная часть.

Эта часть включает одну или несколько глав и пункты к ним. В них раскрывается история и теория исследуемого вопроса, дается критический анализ литературы.

При написании этих глав следует изучать книги, журналы, методическую литературу, имеющую отношение к теме.

В результате сбора информации должны быть получены следующие сведения:

 - кто и где уже работал или работает по теме исследования;

 - где опубликованы результаты этой работы;

 - в чем конкретно они состоят.

Записи представлены в виде содержательного обзора, в котором фиксируются полученные знания об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.

Перед составлением обзора следует определить основные понятия по теме исследования; чтобы использование их было однозначным. Это означает, что понятие, которое разными авторами может трактоваться по – разному, должно во всем тексте работы иметь лишь одно, четко определенное автором значение. Для этого все определения подвергаются мыслительной обработке с помощью анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.

Для написания обзора по теме используют обычно 10-20 источников.

Нельзя переписывать и пересказывать «своими словами» чужие тексты и выдавать за свои. Содержание следует обрабатывать и в таком виде использовать в собственном тексте. Это делается с помощью различных теоретических методов и преимущественно – методов анализа. Последний предполагает декомпозицию текста, выделение согласно виду анализа его отдельных элементов и установление связей между ними, определение среди них ведущего системообразующего.

 Метод деконструкции заключается в возможности изменять последовательность высказываний автора, отбирать нужный материал и включать его в свой текст с указанием источника, сочетать его с высказываниями других исследователей и самим давать свою интерпретацию. Этот метод основан на праве читателя и пользователя, толковать и оценивать текст согласно своим взглядам и потребностям, не искажая авторский вариант. Этот метод чаще всего применяют студенты.

Заключение.

В этой части подводится итог теоретического исследования. В ней содержится выводы по всей работе, к которой пришел студент, указывается их значимость, возможность использования результатов.

Требование к заключению – его краткость и обстоятельность. В нем не следует повторять содержание введения и основной части работы.

Заключение дает ответы на вопросы:

  •   зачем предпринято данное исследование;
  •     что сделано;
  •    к каким выводам вы пришли.

Список литературы.

Список литературы должен содержать информацию об источниках и литературе, которые использовались в теоретической и практической части исследовании. Описание литературы состоит из следующих элементов: сведения об авторе (авторах), заглавие; условные разделительные знаки; выходные данные (город, год издания, количество страниц, иллюстраций).

Приложение.

Часть материала, дополняющего учебное исследование, сообщающего дополнительные сведения, можно поместить в приложение (графики, рисунки, конспекты, тексты, задания, фото и т.д.). Оформляется приложение на отдельных листах, каждое имеет свой тематический заголовок и подпись «Приложение» с указанием порядкового номера в правом верхнем углу.

Приложение 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Официальный сайт Ангарского индустриального техникума.

Наверх